Чего ждать от «мусорной реформы» (часть 1)
«Мусорная» тема в России постоянно на слуху. С каждым годом она становится всё острее. Дошло до того, что откладывать решение этой проблемы становится опасным для здоровья людей.
Проблема мусорных свалок давно приняла глобальные масштабы и требует принятия эффективных мер со стороны государства.
По данным Минприроды РФ, Россия каждый год «производит» около 5,4 млрд тонн всех видов отходов. Около 375 млн тонн требуют особых условий промышленной переработки. Максимально эффективно использовать мусор мешает серьёзная проблема — в стране нет сколько-нибудь упорядоченной системы раздельного сбора мусора. Реалии таковы, что в один мусорный бак люди складывают всё подряд.
В конце 2016 года, правительством были приняты новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами. В документе подробно расписано всё, что касается порядка сбора мусора, его отгрузки и перевозки, а также обработки (в том числе и обезвреживания), утилизации и захоронения.
Главным образом документ был необходим для того, чтобы с начала 2017 года по всей стране заработали региональные операторы по обращению с коммунальными отходами.
Правила дают приоритетные позиции автоматическому сортированию отходов, применению оборудования, которое должно обеспечивать переработку мусора и получение вторичной продукции, пригодной к использованию в промышленности.
В идеале регионы должны наладить чёткую систему сбора мусора, а также создать условия для сортировки и переработки мусора.
На сегодняшний день на переработку в России отправляют только 5-7% отходов. Практически повсеместно действующие тарифы региональных операторов основаны на простом захоронении отходов. Причём, зачастую мусор вывозят на нелегальные свалки.
Как сообщил средствам массовой информации в декабре прошлого года спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, в России насчитывается 60 тысяч нелегальных свалок. Это официальные данные. По неофициальным свалок числится почти в два раза больше! Ликвидировать экологический ущерб от них стоит триллионы рублей. В качестве примера Сергей Иванов привёл ликвидацию несанкционированного полигона около Шереметьево, которая обошлась бюджету в 1,5 млрд рублей. Достаточно умножить цифры, чтобы понять насколько серьёзных финансов требует «мусорный» вопрос.
Для того, чтобы прекратить вывоз мусора на несанкционированные свалки, региональных операторов обязали до 1 января 2018 года оснастить весь транспорт для вывоза мусора системами спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Теперь маршруты мусоровозов должны отслеживать навигаторы.
В конце 2017 года, который был провозглашён в стране Годом экологии, Президент России подписал закон «о раздельном сборе мусора». Он вступит в силу с января 2019 года. Эту дату называют началом «мусорной реформы» в стране.
Закон предполагает, что граждане будут раздельно собирать пластик, стекло, бумагу и пищевые отходы. Во дворе каждого дома должны быть установлены урны для раздельного сбора мусора. Интересно, не повлечёт ли такое новшество увеличения платы за вывоз отходов? По логике вещей, да. Привыкли наши коммунальщики чуть что прибавлять оплату. Как говорится, пусть прибавляют, лишь бы толк был.
Эти шаги стали первыми в системном преобразовании отрасли. По сути, с законодательной точки зрения новая система обращения с отходами готова. Однако, на бумаге – легко, а на деле – трудно, или вовсе никак.
Продолжение следует.