Будущее стройки и рынка недвижимости (часть 1)
Вестум.RU представляет обзор и анализ последних новостей, касающихся строительства жилья и развития рынка недвижимости в ближайшее время.
За несколько последних дней прошло сразу несколько значимых событий, которые непосредственно касаются перспектив рынка.
Глобально по всей стране
11 апреля премьер-министр России выступил с отчётом о работе правительства за последние шесть лет, часть которого была посвящена строительству. Более того, Дмитрий Медведев назвал отчётный период «большой стройкой», указывая на то, что за эти годы в стране было построено небывалое количество жилья, школ, детских садиков и крупных объектов.
Действительно, в России немало построили за последнюю шестилетку. Достаточно вспомнить преобразование Сочи к Олимпийским играм, Центральную кольцевую дорогу в Москве, западную часть Санкт-Петербурга, Керченский мост в Крыму. Строят «Восточный» космодром, модернизируют Транссиб и БАМ. Сейчас активно развиваются города, где будут проходить матчи Чемпионата мира по футболу.
Из того, что касается жилья, премьер отметил снижение ставок по ипотеке и рост объёмов вводимого жилого фонда, тем более, что тут уже смогли побить несколько рекордов по темпам. К положительным аспектам развития строительной отрасли он также отнёс переселение граждан из аварийного жилья, идею об уходе от долевого строительства, программы капремонта и «Формирование
комфортной городской среды» и привёл в доказательство некоторые позитивные цифры.
Вот некоторые из них. Ликвидировано 10,5 млн «квадратов» аварийного жилья. Новосёлами стали 678 тысяч человек. Капремонту подвергли 400 млн «квадратов» многоэтажек. Привели в порядок две сотни парков и 20 тысяч дворов. Построили и реконструировали четыре сотни школ и почти шесть тысяч детских садов. Отремонтировали 26 тысяч километров дорог. Одним словом, сплошные плюсы. Насколько ощутимы результаты «глобального» строительства и благоустройства непосредственно для населения страны и довольны ли ими обычные люди, никто, как водится, не анализировал.
На берегах Чёрного моря
Пока одни чиновники подводят итоги, другие строят и озвучивают планы на будущее. Очень много новостей рассказал глава Минстроя Михаил Мень, побывав 20 апреля в Ялте на IV международном экономическом форуме.
Не смотря на обилие громких заявлений чиновника, вывод из них по существу оказалось сделать несколько проблематично. Однако, если учесть, что для российских чиновников давно стало нормой говорить много, не объясняя конкретных инструментов претворения великих замыслов в жизнь, то ничего удивительного в речах министра нет.
Например, Михаил Мень рассказал об абсолютно новой стратегии, по которой будут строить жильё. Задача её уже к 2024 году строить по 120 млн «квадрадов» в год, с тем, чтобы половина населения страны могла покупать жильё в ипотеку, причём по ставке не выше 7-8 процентов. Такое пожелание, напомним, недавно высказал Президент России. Министр оговорился, что на эти цели нужны средства, причём государственные, а их не хватает. Конечно, те средства, которые выделяются сегодня, и дальше будут выделять, а, возможно, и увеличат. Интересный подход, то есть, получается, что, возможно, и не увеличат. Вопрос: как же тогда добиться выполнения задач?
По поводу путей, которыми стратегия пойдёт в светлое будущее, министр рассказал, что это будут «новые принципы долевого строительства» (какие именно пока непонятно) и применение высоких технологий. В частности, министр упомянул о так называемом BIM-проектировании.
Новое или хорошо забытое старое
BIM-проектирование, если объяснить простыми словами, это как раз автоматизация проектирования на базе IT-технологий. По сути, всё, что у нас сегодня проектируют - продукт импортных компьютерных программ. Отечественных таких нет. BIM-проектирование, как раз и призвано стать выгодным для России аналогом зарубежным ArchiCAD и AutoCAD, и им подобных. Если заглянуть в недавнее прошлое, то обнаружится, что разговоры о BIM-проектировании ведутся уже давно. Ещё в 2015 году этот вопрос активно муссировался в СМИ и интернете, так как Минстрой заявлял о необходимости внедрения этой системы. Много говорилось о преимуществах нового продукта, его нужности, экономической выгодности, но воз, как видим, и ныне там. К слову, о разработке IT-технологий думали ещё в советские годы. Тогда власти выделяли на их развитие достаточно хорошие деньги, и наши учёные добились хороших результатов. Но лихие 90-е свели их труды к нулю. Понятно, что больше финансированием никто не занимался и поэтому сегодня Россия имеет то, что имеет. А именно, отсутствие отечественных программ последнего поколения.
Если аббревиатуру BIM расшифровать и перевести с английского, то получится выражение «информационная модель здания». Удобство в том, что модель видят все участники процесса строительства дома. Например, архитектор внёс изменение, и его сразу увидели все, вплоть до сантехника и электрика. Программа, по словам специалистов, действительно, даёт колоссальные возможности. Процесс создания проекта ускоряется в несколько раз, причём, дом может находится на обслуживании программы всегда, пока его не снесут, например. Это удобно каждый раз, когда нужно поменять какие-либо инженерные коммуникации и прочее. Экономия неоспорима, компьютер рассчитывает всё точно, поэтому что-либо украсть или заменить на худшее просто не получится. Заграницей, например, застройщиков обязывают применять BIM, если они строят объекты на бюджетные деньги. И никому не надо рассказывать, что для России это стало бы панацеей в деле борьбы с коррупцией на строительном рынке. Может, тогда ушли бы в прошлое такие понятия как «откаты»? Вопрос в том, насколько и кому это выгодно? Ведь использование BIM приведёт к обоснованной стоимости жилья в итоге. Опираясь на программу, уже невозможно будет искусственно завысить цену объекта.
На самом деле BIM у нас применяют, только очень и очень мало где. Например, его использовали для проектирования инженерных сетей для спортивных объектах в Сочи, тех, которые строили как раз к Олимпиаде. Почему же не могут ускорить процесс и не внедряют столь полезный продукт повсеместно? Проблем как всегда куча. Это деньги, которых всегда не хватает, законы, которые вечно хромают, отсутствие грамотных кадров, которых никто не готовит. Как всё это исправить к 2024 году? Об этом глава Минстроя не говорил, зато заверил, что стратегия «активно обсуждается общественным советом министерства».