Добавить объявление

Краснодарский трамвай начинает и выигрывает

Марк Паверман 25 мая 2016 3786

Куда дальше поедет трамвай и какие горизонты ему светят - в материале портала Вестум.RU

© Марк Паверман

Когда в конце XIX века проходило становление трамвая как вида городского транспорта, о пробках не думал никто. Их попросту не было. Как не было ни автобусов, ни троллейбусов, ни маршруток, и почти не было «пробкообразующих» автомобилей. Трамвай был маленьким городским поездом – на конной, позже на бензиновой или электрической тяге. Но сегодня, когда во многих крупных городах России трамвайное движение уничтожено полностью, Краснодарский трамвай держится молодцом и демонстрирует серьезные успехи. Куда дальше поедет наш трамвайчик, какие новые горизонты ему светят, порталу Вестум.RU рассказал Алексей Князев, директор МУП КТТУ.

Трамвай троллейбусу не товарищ?

- Алексей Иванович, трамвайная система Краснодара убыточна или рентабельна?

- Трамвай рентабелен. Но рентабельность минимальная, около 5%. Нас радует также то, что пассажиропоток не снижается, а даже несколько вырос за последние годы – с 81 до 85 млн чел. в год. К сожалению, не могу сказать того же о краснодарском троллейбусе, который съедает всю «трамвайную» прибыль и загоняет нас «в минус» – там очень серьезное падение пассажиропотока.

Обо мне сложилось мнение – «Князев – враг троллейбуса!» Чиновники говорят, «зеленые» упрекают. Не я враг – это пассажир голосует, вернее не голосует, рублем. А вот и подтверждающие цифры: в 2012 году краснодарские троллейбусы перевозили 45 млн пассажиров в год, в 2014 – 30 млн, а в 2015 г.– только 25 млн чел. Уже не за горами время, когда на смену троллейбусу придет электрический автобус. А трамвай – безальтернативен и незаменим как транспорт, в наименьшей степени зависящий от пробок. Поэтому – только развивать. Это сегодня не только краснодарская, но и общемировая тенденция.

Кому на Восточно-Кругликовскую?

- Развитие трамвайной сети Краснодара последний раз наблюдалась еще в прошлом веке, в 1999 году, когда протянули рельсы через «Садовый» мост. И уже 17 лет – ни одного нового метра пути. При этом в районах новостроек ул. Восточно-Кругликовской и отдаленных участках улиц Московской и Российской в час пик наблюдается транспортный коллапс. Когда поедем на Восточно-Кругликовскую?

- В идеальном случае – года через два. Это если вдруг завтра найдутся инвесторы и городские власти оперативно решат все подготовительные вопросы. Давайте просто подсчитаем. Нам надо от конечной остановки «ул. Декабристов» удлинить ветку на 5 км. Это 10 км путей. Смонтировать пути, подстанции, разворотные кольца, поставить контактную сеть и пр. – это примерно 450 млн руб. в сегодняшних ценах. При этом я не учитываю стоимости необходимой подготовки – проектирования, выноса коммуникаций, сноса и расселения домов и так далее. Но одних путей мало – надо закупать и новый подвижной состав, иначе интервалы движения возрастут и народ разочаруется. А чтобы купить дополнительные новые вагоны, надо еще столько же. Примерно такая же ситуация по ул. Московской. Итого – только КТТУ потребуется 1,8-2 млрд руб., которых на сегодня просто нет.

- Это значит, в среднесрочной перспективе жители новостроек ККБ, и РИП, не говоря уж о еще более далеких районах, трамвайного звоночка не услышат?

- Думаю, даже если завтра не случится чуда, и к нам не пожалует «трамвайный меценат», то в течение пяти лет эта проблема так или иначе решена будет. Инвестор ли придет, сами ли заработаем, или город и край помогут – но трамвай в эти районы максимум через пятилетку придет. Таков мой прогноз. Так что можете обнадежить тех, кто планирует купить квартиру в Краснодаре – мы над этим вопросом работаем.

Слово о полку «Витязеве»

Да простит нас автор древнерусского литературного памятника за невольное глумление, но говорить о краснодарском трамвае и не упомянуть красавца «Витязя», о котором не говорит сегодня только ленивый, было бы неверно. Тем более, что в КТТУ уже готовят заводские площади для собственной сборки «Витязей».

- Витязь – трамвай дорогой. Какова будет экономия, если будет покупаться не готовая машина, а собираться из узлов в Краснодаре?

- Давайте начнем с того, что Витязь – не дорогой трамвай. Его цена – 67 млн руб. Но не забываем – он заменяет три хороших новых отечественных вагона, которые продаются сегодня по 22-23 млн руб. Экономия на обслуживании налицо. Плюс полностью низкопольная компоновка, климат-контроль, внешность. Лучшие зарубежные трамваи, кстати, стоят 120-140 млн руб. на наши деньги. Так что повторюсь – «Витязь» - не дорогой.

Экономия при сборке на месте будет не слишком большой, хотя мы в итоге планируем выйти на уровень локализации 50% при сборке трамваев в Краснодаре. Для нас самое важное не сэкономить, а сохранить имеющиеся рабочие места и создать новые. Важно заменить старые- престарые вагоны КТМ на новые современные машины. Важно добиться хороших налоговых отчислений в городской бюджет, чтобы и мы могли что-то оттуда попросить при необходимости. Важно наладить сборку не только для себя, но и иметь возможность продавать «Витязи» в другие регионы.

Хочу еще раз сделать акцент на внешности вагона и уровне комфорта, которые он может предложить. Это не «понты». Это борьба за клиента. Есть значительная категория людей, которые в чистый, удобный и красивый транспорт сядут, а старым и неказистым побрезгуют. Часто наблюдаю, когда в Центральном районе Краснодара, в наш единственный идущий по ул. Красной автобус 2Е, садятся и чиновники с папками, чтобы доехать от городской до краевой администрации, и импозантные дамы на шпильках, и солидные бизнесмены. Ибо автобусы чистые, «олимпийские», и ехать в них приятно. Вот для этого мы и нацелились на «Витязи» - чтобы показать, что мы уважаем краснодарцев, и дополнительно заполучить того самого взыскательного пассажира, который однажды предпочел общественному транспорту автомобиль как раз по соображениям комфорта. Так что в нашем полку «Витязевом» прибавка будет обязательно!

Трамвай – романтичный и практичный

Популярность трамвая объясняется не только высокой провозной способностью и малой зависимостью от пробок, но и некоторыми эмоциональными ассоциациями. Трамвай – это маленький поезд, а поезда у нас ассоциируются с путешествиями, новыми городами, отдыхом, яркими впечатлениями. Поэтому трамвай-транспорт романтический, про который сложено немало стихов и песен. Чего стоит песня «Любэ» на слова М. Андреева «Трамвай, пятерочка, вези в Черемушки меня», слово написанная не для Москвы, а для Краснодара. Ведь у нас тоже есть большой микрорайон «Черемушки», и туда ходит по пятому маршруту и «Витязь».

Сколько наших бабушек и дедушек впервые поцеловались именно в припозднившемся трамвае… А как нас радуют старые раритетные вагоны! Вот и автору статьи довелось увидеть музейный вагон серии Х версии 1932 года, спрятанный в Восточном депо Краснодара.

- Алексей Иванович, а что вы его прячете за забором депо? Давайте найдем для него место в центре города, поставим повыше на антивандальный постамент, пусть «гордо реет» и напоминает всем – и местным жителям, и гостям, и чиновникам – Краснодар – город трамвайный!

- А ведь и правда, что-то есть в вашем предложении. Надо подумать, - заинтересовался Князев.

- В свою очередь, Вестум.RU возьмет на себя роль информационного спонсора Краснодарского трамвая. Будем помогать и освещать все ваши успехи!

Интересные факты о краснодарском трамвае, полученные в ходе визита на КТТУ

  • Первое трамвайное депо на углу ул. Мира и Суворова построено в самом конце XIX века и с 1900 года ни разу не меняло своего предназначения – сейчас там предприятие по капитально-восстановительному ремонту (КВР) трамваев. Там же будут собирать и «Витязи».
  • Восточное депо специализируется на вагонах производства Усть-Катавского завода, а Западное обслуживает чешские «Татры»
  • Самые старые эксплуатируемые КТТУ трамваи имеют возраст 35-36 лет.
  • Во время КВР от старого трамвая остаются только некоторые элементы стального каркаса. Все остальное меняется полностью – обшивка, утеплитель, полы, проводка и пр.
  • «Морда» у Татр не стальная, а стеклопластиковая – при этом в жару и холод водителям комфортнее.
  • Ремонтники считают двигатели трамваев КТМ более надежными и удачными, чем «Татровские».
  • Самую сильную головную боль ремонтникам доставляют не отказы электрооборудования или ходовой части, а банальные ДТП, в которые иногда попадают трамваи – «кузовщину» лечить сложнее всего.
  • Протяженность трамвайных путей в Краснодаре составляет 123 км, парк вагонов – 212 единиц. Для сравнения – в Ростове на Дону осталось лишь 29 км и 27 вагонов.

  • Фоторепортаж Вестум.RU из трамвайной «реанимации»

    Скелет «Татры» изнутри. Видна прозрачная стеклопластиковая «морда» и шпангоуты крыши, напоминающие корабельные.

    Чешская старушка без «косметики» выглядит жутковато

    Необычный взгляд на трамваи снизу

    Дискотека 80-х по версии КТТУ


    Здание депо с 1900 года постройки ни разу не меняло «трамвайной» ориентации. Теперь здесь будут собирать «Витязей»


    Вестум.RU выражает благодарность директору МУП КТТУ Алексею Князеву, Сергею Белянскому, главному инженеру мастерских по ремонту подвижного состава, Максиму Аверочкину, начальнику технического отдела Восточного депо, Дмитрию Вохмянину, сотруднику пресс-службы.

    Фото трамвая "Витязь" предоставлено пресс-службой КТТУ

    Комментарии

    Поле не может быть пустым