Добавить объявление

Как российские курорты и города станут «умными» (часть 2)

Сергей Белов 20 января 560

Над стратегией градостроительства и пространственном развитием городов сегодня работают на площадке Центра стратегических разработок. Специалисты успешно применяют свои наработки на практике.

© yandex.ru

О практическом применении своих изысканий специалисты Центра рассказали в конце прошлого года на Всероссийском муниципальном форуме в Москве «Местное самоуправление: современные вызовы». Примером стали города и курорты Краснодарского края – Анапа, Геленджик, Новороссийск, Краснодар.

Для Краснодарского края определены стратегии первого, второго и третьего развития, разработана стратегия с пространственным блоком. На примере краснодарской агломерации можно решить вопросы макрозонирования, выстроить каркасы транспортно-инженерных структур  в увязке с пригородами. Параллельно со стратегией краснодарской агломерации разрабатывается стратегия города Краснодар вместе с комплексной транспортной схемой. К сожалению, работа ведется с отдельными бюджетами, разными техническими заданиями и исходными данными, которые собираются самостоятельно.

Хорошим примером работы над стратегическим зонированием можно назвать работу специалистов в Сочи, где каждая территория очень сильно отличается друг от друга. Здесь определяются цели и задачи на уровне отдельных зон одного муниципального образования, а в дальнейшем можно будет работать с каждым участком отдельно на уровне детализации.

Над стратегией социально-экономического и пространственного развития  специалисты Центра сегодня работают в Новороссийске. Для отдельных территорий города определяются территории-драйверы, своя политика развития. Эти элементы в будущем лягут в основу разработки генерального плана.

На уровне региона создана группа межмуниципального взаимодействия, где объединены соседи: город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, Крымский район, Обинский район и Новороссийск. Это единая транспортная сеть, это единые коммуникации, единая морская акватория, прибрежные пляжи, круизные продажные перевозки и т.д. Всё это рассматривается комплексно, как и должно быть.

Если говорить о межмуниципальных агломерациях, то здесь показателен пример  Республики Татарстан, где созданы три агломерации: казанская, камская (город Набережные Челны) и альметьевская.  Между городами, которые расположены на расстоянии друг от друга 50-60-100 километров, идут тесные коммуникации. Это показательная территориальная локация, где вопросы межмуниципальных взаимоотношений решаются совместно. Это касается коммунальной и транспортной инфраструктуры, диспетчеризации маршрутов общественного транспорта, парковочных пространств и т.д.

Чтобы избежать межмуниципальных недопониманий, важно заключать соответствующие соглашения. Хороший пример – Краснодар и семь муниципальных образований Адыгеи (Адыгея - анклав в теле Краснодарского края). Эти соседи настолько близкие, что застройка там сливается. Сегодня они совместно работают по вопросу реки Кубань, которая объединяет город Краснодар и Тахтумукайский район. Всё строительство идет в Тахтумукайском районе, т.е. краснодарцы живут в Тахтумукайском районе, а работают в городе Краснодар.

В этих вопросах важно стремиться к консолидированному подходу. Должны быть едиными: выработка технического задания для всех уровней планирования, исходные данные, аналитическая база, бюджет и сроки.

Центр стратегических разработок сегодня создает концепцию цифровой модели города, где объединяются все уровни: стратегический, тактический, оперативный, на единой цифровой платформе, через которую проходит весь городской бюджет. На каждом из уровней городской бюджет участвует и определяет те или иные положения. Так выглядит система моделирования в той концепции цифрового генплана, по которой  сегодня выбирают пилотные города, в которых можно будет начать работать по новой  схеме.